Привлечения к административной ответственности перевозчика за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений
13 Арбитражный апелляционный суд оставил в силе Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга по делу №А56−30 742/2022, в рамках которого рассматривался вопрос о законности привлечения к административной ответственности перевозчика за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений.
Как следует из судебного акта, ООО «Траско» (далее — «Общество»), выступая перевозчиком, представило в таможенный орган документы в отношении товара — «фанера клееная прочная, состоящая из листов древесины (береза)» — с целью его убытия с таможенной территории ЕАЭС.
В ходе проведения контроля таможенным органом было принято решение о проведении таможенного досмотра, в ходе которого было установлено расхождение заявленного и фактического веса товара, фактический вес товара составил на 1652 кг больше, в результате чего таможенным органом было возбуждено дело по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара путем представления недействительных документов.
Суд, признавая незаконным постановление таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, исходил из следующего:
- При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств правонарушения.
- В соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (КДПГ) 1956 года вес товара не отнесен к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности перевозчика, право требовать проверки перевозчиком веса брутто предоставлено отправителю, а перевозчик, в свою очередь, может требовать возмещения расходов, связанных с такой проверкой.
- Товаросопроводительные документы были заполнены отправителем груза. Количество грузовых мест и наименование товаров указано в документах верно, расхождение веса брутто между заявленным и фактическим установлено таможенным органом в ходе таможенного досмотра только после выгрузки и взвешивания товара.
- У перевозчика не было оснований сомневаться в правильности указанного в товаросопроводительных документах веса груза и не было обязанности проверять вес. Несоответствие веса, составляющее 1652 кг, с учетом характеристик автомобиля и веса груза для водителя перевозчика не могло быть очевидным.
На данное дело стоит обратить внимание, поскольку обычно суды поддерживают позицию таможенных органов в данной категории споров, соглашаясь с тем, что наличие расхождений в заявленном и фактическом весе, объеме товара уже достаточно для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а вина юридического лица, в свою очередь, выражается в отсутствии должной степени заботливости и осмотрительности, то есть непринятии мер по взвешиванию товара.
Юристы Customs Advisor готовы оказать всестороннюю правовую поддержку перевозчикам грузов в случае привлечения к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений в таможенный орган.