Новости

Параллельный импорт: проблемы и перспективы

Параллельный импорт: проблемы и перспективы

Чуть более года назад вступил в силу закон, разрешающий параллельный импорт и освобождающий от ответственности за него. Из содержания статей данного нормативного акта следует, что импорт товаров, перечень которых установлен органом исполнительной власти, не будет являться «нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности».

При этом, Минпромторгом России в мае 2022 г. был опубликован перечень товаров, при ввозе которых не требуется разрешение правообладателя. В список продукции для ввоза по параллельному импорту входят товары производителей электроники (Apple, Samsung, Intel, Asus и др.), автомобилей (Porsche, Jaguar, Rolls-Royce и др.), редкоземельных металлов, спортинвентаря и др.

Для включения/исключения того или иного бренда из соответствующего перечня существуют выработанные критерии:
  • если компания ушла с российского рынка
  • прекратила поставки
  • закрыла свое производство в России, — такие бренды включаются в перечень для параллельного импорта.

Если же иностранные партнеры добросовестно выполняют контрактные обязательства, продукция в достаточном количестве представлена на полке и поставляется нашим предприятиям — продукция из перечня исключается. Однако, на сегодняшний день нет единого мнения, какие конкретно товары должны входить в перечень для параллельного импорта. Так, некоторые законодатели в ограниченном списке товаров усматривают нарушение ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наиболее щепетильной с т.зр. защиты конкуренции остается ситуация с ввозом автомобилей на территорию РФ. Так, с 01 октября в России прекратится выдача Заключений о безопасности единичного транспортного средства на автомобили тех брендов, которые официально представлены на российском рынке (в основном это Китайские производители). Исключение составят автопроизводители из «недружественных стран», указанные в составленном Минпромторгом перечне товаров для параллельного импорта.

Отметим, что проблема определения конкретных брендов в перечне прежде всего связана с тем, что суды начали выносить решения против импортеров и продавцов, которые ввезли отсутствующую в списке продукцию, даже если производитель иностранный и в России больше не работает. Однако, даже если товар включен в перечень, импортеры также рискуют получить судебный иск со стороны правообладателей, обусловленный борьбой с контрафактной продукцией.

Выявляются и другие проблемы в контексте данного вопроса:
  • отсутствие нормативно закрепленных критериев для включения товара в перечень параллельного импорта;
  • увеличение объема ввоза контрафактных товаров;
  • не эффективная работы системы ТРОИС (таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности);
  • ужесточение контроля поставок со стороны других стран и т. д.

Таким образом, институт параллельного импорта на сегодняшний день нуждается в серьезной доработке. Остается ряд существенных вопросов не только с тем как применять перечень, но и с тем как обеспечивать правовую защиту добросовестных участников ВЭД, продолжающих свою деятельность на территории РФ (товары которых включены в ТРОИС), но по каким-то причинам не получающих обратную связь от таможенных органов.

Мы сохраняем надежду на реформирование относительного нового для России «института параллельного импорта» и приложим все усилия для решения вышеуказанных проблем и корректной работы данного механизма в нашей стране.

С уважением, команда Customs Advisor.
Обзоры