Новости

Лицензионные платежи - печальный итог 2022

Верховный Суд усмотрел необходимость включения лицензионных платежей и дивидендов в таможенную стоимость ввозимых товаров


По результатам проверки таможенным органом сделан вывод о необходимости включения в таможенную стоимость ввезенных Обществом товаров сумм вознаграждения за использование ноу-хау, программного обеспечения, веб-сайта и коммерческого обозначения по договору коммерческой концессии. Также в таможенную стоимость должны быть включены дивиденды, выплаченные Обществом в проверяемый период своему участнику.

Нижестоящие суды, поддерживая Общество, указали на то, что спорные договоры поставки и договор коммерческой концессии не предусматривают отчуждения исключительных прав на использование коммерческого обозначения, ноу-хау, программного обеспечения, веб-сайта, не содержат условий об уплате спорных платежей покупателем в качестве условия продажи товаров, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС на основании договоров поставки, а прекращение выплаты лицензионных платежей или полное расторжение договора коммерческой концессии не может привести к потере Обществом права на ввоз товаров, маркированных товарным знаком "BERSHKA", "Pull&Bear".

Предоставляемые Обществу лицензионные права не имеют прямой и непосредственной связи с товаром, поскольку не используются в его производстве, не являются его частью, а служат для индивидуализации предприятия и используются в организации его административно-хозяйственной деятельности.

Верховный Суд РФ принял сторону таможенных органов и отметил, что лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и дивидендов, осуществляемые в пользу поставщика или иного участника группы компаний (взаимосвязанного лица), могут рассматриваться как элементы действительной стоимости товаров.

Такая ситуация возникает, когда внутри группы компаний установлены требования по использованию объектов интеллектуальных прав, позволяющие продавать товары в страну импорта для последующей розничной торговли. К объектам интеллектуальных прав в том числе относятся требования относительно использования внутригрупповых ноу-хау, программного обеспечения, веб-сайта и коммерческого обозначения.

Судебная коллегия также отметила случаи, когда чистая прибыль подлежит включению в таможенную стоимость товаров. Это происходит, когда учредители общества принимают решение о выплате дохода (чистой прибыли) и эта чистая прибыль получена в связи с реализацией на таможенной территории ЕАЭС импортного товара. Такая продукция ввозится в рамках внешнеэкономических договоров с поставщиками, являющимися одновременно и учредителями общества.

Дивиденды по общему правилу не входят в цену товара, но в рассматриваемом случае добавляются к уплаченной за них цене, так как были перечислены поставщику в качестве части дохода от последующей продажи ввезенных товаров.

Судебные акты нижестоящих судов были отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суды первой инстанции.

На наш взгляд указанный выше подход можно описать одной русской пословицей: «К рукаву пришили шубу». С правовой точки зрения очевидно, что действующим таможенным законодательством не установлено правило о том, что если правообладателем предоставляется комплекс различных правомочий по использованию объектов интеллектуальной собственности, то при включении в таможенную стоимость ввозимых товаров лицензионного платежа, уплачиваемого за одно из таких правомочий, лицензионные платежи, уплачиваемые за остальные правомочия, также автоматически подлежат включению в таможенную стоимость указанных товаров.


Юристы Customs Advisor считают, что занятый Верховным Судом подход по сути указывает на то, что любые указанные в Договоре условия для соблюдения (подчеркивания) индивидуализации предприятия и использования устоявшихся программ и подходов в организации его административно-хозяйственной деятельности теперь могут быть истолкованы таможенным органом как недоплаченные лицензионные платежи и дивиденды. Подобное излишне расширительное толкование закона не допустимо и приведет в конечном счете только к увеличению цены товара и еще большему оттоку качественных и доступных брендов из страны, равно как и создает препятствия работающим по такой же схеме брендам из Китая, Индии, Азиатских стран и др.
Практика