Новости

Утилизационный сбор

Фактические обстоятельства:
Общество обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора при импорте товара (седельные тягачи) на территорию РФ, поскольку при расчете утилизационного сбора с Общества были взысканы платежи не с фактической массы транспортного средства (12т.), а в том числе и с учетом его грузоподъемности (19 т.)
Решением таможенного органа в возврате утилизационного сбора импортеру было отказано, после чего Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием признать недействительным решение об отказе в возврате излишне уплаченного сбора.
Решение суда:
Требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал таможенный орган произвести возврат 32 272 500,00 (тридцать два миллиона двести семьдесят две тысячи пятьсот) рублей Обществу.
Обоснование:
По правилам п. 1 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением отдельных транспортных средств, уплачивается утилизационный сбор.
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством РФ.
Правительством РФ принято Постановление от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси», которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые Правительством РФ.

Однако, вопреки позиции таможенного органа, Постановление № 1291 не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя его фактической массы и грузоподъемности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 31.05.2016 № 14-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Грузоподъемность транспортного средства, шасси в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам транспортного средства.
Следовательно, именно масса грузового автомобиля без учета его грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние такого параметра как масса на процесс утилизации транспортных средств, носит объяснимый характер.


Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2021 по делу №А40−167 613/2021, оставлено без изменения Постановлением АС Московского округа от 12.08.2022.
Практика